Диссертация на заказ

Тел: (909) 066-11-10

Аудиторные формы обучения

Одна из проблем, что актуализируется в связи с вхождением в Болонский процесс, касается соотношения во временном измерении лекционных и практических (семинарских) занятий. Факторы этой проблемы хорошо известны. Начиная со времен первых европейских университетов, лекционная форма была не только основным, но и часто единственным источником учебной информации. Профессор в те давние времена не так провозглашал лекцию, как диктовал ее. "Монополизм" лекции как аудиторной формы обучения медленно терялся с развитием книгопечатания и с формированием университетских библиотек. В последнее десятилетие, когда на основе компьютеризации издательского процесса аспирантура МИЭМ произошли буквально революционные изменения, и издание учебного пособия стало возможным осуществить в течение нескольких дней, стало нецелесообразным выкладывать в форме монологической речи учебный материал, который можно было предлагать в напечатанном виде.

Так как последняя революция в технике книгопечатания на Западе произошла значительно раньше, чем у нас, то, соответственно, и трансформация лекционного жанра там прошла интенсивнее. Сейчас подобная трансформация лекционного жанра происходит и в наших вузах. Становится все более очевидным, что функция лекции должна меняться - с основного источника учебного материала она превращается в источник консультативно обзорной информации. Именно поэтому лекционная часть аудиторного фонда начинает уменьшаться, в то время как количество учебных часов, отводимых семинарским и практическим занятиям, увеличивается. Сейчас соотношение количества лекционных занятий с семинарских (практических) занятий фактически сравнялось (50% на 50%). И на этом тенденция к уменьшению доли лекционных занятий вряд ли прекратится. Важно, чтобы эта тенденция происходила естественно, то есть была результатом ощутимых изменений в качественном и количественном обеспечении учебной литературой, расширением доступа к интернету, развития библиотечного обслуживания и тому подобное.

Карта
rss
Карта